Uragany (uragany) wrote,
Uragany
uragany

Category:

Гараж в СССР. Вариант.

Вариант (Тюмень)



Толчком к поиску информации об этом коллективе послужила фраза Игоря Плотникова (http://za-gonzalez.livejournal.com/) в ЖЖ:
"читаю про Янку Деклассированным Элементам.
"Никакого звукорежиссера во время записи «Деклассированным элементам» не было, а сама Янка все технические вопросы решала на удивление просто." - на Строймаше их Гоша (забыл фамилию) тогда записывал. он был знаменит тем, что в свое время играл в ВИА, который гремел на дискотеках (Дом Офицеров, а вершина их популярности - городской сад) Тюмени в начале 80-х. они исполняли песни собственного сочинения. был у них хит "... ищите меня в полицейском участке, сегодя я там посторонний субъект. но утро наступит, исчезнут все краски..." дальше не помню. песни бичующие буржуазные реалии. была там еще строчка про то, что девчонка за деньги кому-то себя продает. у них и другие песни были не менее боевые и танцевальные. у меня некоторые одноклассники завсегдатаи дискотек эти песни наизусть знали и пели."
Недолгие поиски привели меня в одно тюменское сообщество, обсуждающее местный рок 80-х, и в числе наиболее значительных композиций там неоднократно упоминалась песня Варианта про девочку ("Маленькая девочка с панели", "...Девочку до сих пор играем и поем на кухне, когда друзья приходят, помню все феневские нотки и проигрыши до последней (как играть)")
Более длительные поиски привели меня к самому Евгению Шабалову - тому самому "Гоше" (на самом деле Гоша - Сергей Чусовитин, а записывал Янку именно Евгений)) - звукооператору "Деклассированных Элементов" и одному из участников легендарного Варианта.
Дальнейший рассказ состоит из ответов Евгения на мои вопросы.


1981 год.Поморин и поклонники.
...Поморин-это начало. Играли чужую музыку,ничего своего. Мы все одноклассники были, с 9-го класса вместе. Из всех участников дальше только я пошел. Вот тогда я и начал собирать новую команду. И название взяли Вариант, т.к.Гоша (С.Чусовитин) остался один из того, первого состава. Участок - это его песня. Хотя мы с Поморином тоже ее исполняли...
...Основной автор музыки и текстов песен - Сергей Чусовитин (гитара,вокал). Он же старейший участник группы, и один из основателей. Так же писал Андрей Шагунов (гитара,вокал). Я придумывал темы для песен. Оранжировка коллективная была. И вот это основной состав группы. Остальные музыканты менялись.
Бас-гитаристы: Игорь Мухутдинов (1985-88), Сергей Фень (немного), Александр Скоморохов (1988-90), Фарит Газизов(временами).
Клавишник был один - Игорь Протазанов. Когда он ушел, мы отказались от клавиш. Играли хард с элементами реггей и новой волны...
...Песня была вообщем невинная. Но народ пел "В милицейском участке...". За это запрещали её. Проблемы с администрацией, милицией, и даже КГБ. Вызывали на беседу. Денег не приносила. Получали как все. Песню даже в ресторанах заказывали...



...Теперь о Янке и Егоре. Летом 1987 г. кто-то из тюменских музыкантов познакомил меня с Янкой. Она была в Тюмени проездом. Разговорились, я что-то сказал о своих экспериментах с записью. Пообещал помочь, чем смогу. И вот где-то через 2-3 недели они все пришли ко мне писаться. В том числе и Летов. Проблем не было никаких. Я писал их классически. Вначале ритм-секцию, потом гитара, вокал, всякие побрякушки. За эту запись мне надо памятник тогда было поставить! Писал на советском пульте "Карат" (еще то дерьмо), на катушечный магнитофон Союз.
Писали не очень долго, все перло, почти половину записали с одного дубля. Егор не спорил со мной, что я говорил, то и делал. Вообщем все молодцы, только барабанщику бы руки обломать за лажу!
Янка еще не сильно была под влиянием Летова. Мне чем-то напоминала раннего Башлачева. Все было в тему, чернухи еще не было. Мне песни нравились. Наши панки послабже были, за исключением Артура Струкова.
А вот что мне не понравилось.
После записи я, как честный человек, попросил себе сделать копию. Егор мне сказал, что хочет спокойно послушать вначале альбом, а потом привезет. Больше я его не видел. Ни Летова, ни альбома. С Янкой позже встречались на концертах. Но такого понимания больше не было...



Сохранившиеся записи Варианта (не концертные, к сожалению... Да и были ли они? Ответ ниже.) демонстрируют отличного качества прихардованный блюз-рок, с великолепной техникой владениея инструментами, с явной фрондой в духе текстов Ильи Кормильцева для Урфин Джюса ("15). Каким-то загадочным образом Вариант умудряется не скатиться ни в обличительный пафос, столь характерный для советских групп того периода, ни в заманчивый мир музыкальных витиеватостей, открытий и цитат а-ля Афтограф (помните их шестисот-минутный эпос о Белфасте? У любого советского подростка гневно сжимались кулаки от одного названия этого несчатного города).
"...Это записи 1986-1989 гг. Дальше мы не записывались. Были попытки переписать все более качественно, но увы. Были еще концертные записи, но уже не найти. Гоша сейчас пытается реанимировать Участок, но это уже не то..." (Евгений Шабалов http://vkontakte.ru/id44337223)

Вариант - записи 1986-1989 - http://www.mediafire.com/download.php?hnucbahzoc2cue8 (137 мб)
Tags: Вариант, Гараж в СССР, Тюмень
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments