?

Log in

Гаражный рок в СССР. Капкан (Грузия) - Uragany [entries|archive|friends|userinfo]
Uragany

[ website | Наталья Путина (веб-представительство) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Гаражный рок в СССР. Капкан (Грузия) [Oct. 12th, 2010|11:23 am]
Uragany
[Tags|, , ]

Капкан (Тбилиси, Грузия)



Медленно, ужасно медленно, но некоторые тайны грузинской сцены времён СССР начинают приоткрываться. Околофилармонический рок, широко представленный на сохранившемся виниле (ВИА 75, Орэра, Иверия, Мзиури) - доступен как в аудио, так и на видео, а по количеству информации (фото, статьи, интервью) может соперничать со столичными коллективами. Рок традиционных форм (Блиц, Бермуха, Контраст, Juke box, Парни из Рок-н-ролла) гораздо менее известен - записи практически не сохранились, информация о группах отрывочна и, зачастую, противоречива... Но наименее известны группы Грузии, шедшие наперерез "волне" национального рока (в отличие от, например, Латвии - вспомним Цемент, Спецбригаду, Капитальный Ремонт и т.д.) и в своё время давшие немало жару как в самой Грузии, так и за её пределами (Или, Капкан). Об одной из таких команд и пойдёт сегодня речь.
Интервью с лидером группы Капкан Анатолием Багдасаровым:




Анатолий, расскажите, как вообще Вы пришли в музыку? Что вы слушали в детстве/юности? Что послужило толчком к увлечению роком? Каким образом Вы стали не слушателем, а именно музыкантом?

- Я родился в музыкально-актёрской среде. Дедушка был композитором, дирижёром, педагогом. Преподавал школу игры НА ВСЕХ(!!!) инструментах. У нас дома бывали ученики: пианисты, скрипачи, аккордеонисты, баянисты... Естественно, что и бабушка, в молодости бывшая певицей, и дедушка всегда с удовольствием смотрели по телевизору концерты симфонических оркестров, слушали оперы. Меня даже водили в парк слушать выступления военного духового оркестра, коим порою дирижировал мой дедушка. Та и сложилось впечатление, что кроме
оперной, симфонической и советской эстрадной музыки, которая тоже слышалась по телевидению и радио, не существовало никакой другой. И вот однажды, когда мне было 12 лет, я наткнулся на радиостанции "Voice of America", а потом BBC и "Европа", где услышал совершенно новую для себя музыку. И пусть эти радиостанции глушило советское правительство, но даже сквозь шум заглушек передавались ритм и энергетика "западной" музыки. Я был сначала поражён, но очень скоро я влюбился в эту музыку. А затем наткнулся на "Радио Монте-Карло", где слышимость была просто очень хорошей. Но не забывайте, Павел, что это был 1972-1973 года, и радиостанции крутили ПОП-музыку ТОГО времени, а в ТО время поп-музыкой был самый настоящий рок! И как только я услышал рок, так и понял, что это МОЯ музыка. А вскоре одноклассник познакомил меня со своими соседями, которые, как и я, учились играть, прослушивая записи "западных" групп, и мы создали свой первый коллектив, который с 1975 года стал выступать в школе.

Группа Капкан - как Вы сейчас воспринимаете песни группы? Хотелось бы что-то изменить или переделать? Что, по Вашему мнению, особенно удалось? За какую композицию Вы испытываете особенную гордость?

- Группа "Капкан", по моему убеждению, была уникальной группой в Грузии. Дело не в том, что мы пели только по-русски, а в том, что за время существования группы с 1978 по 1989гг. группа исполняла ТОЛЬКО свой собственный материал! Группу знали студенты всех ВУЗов и хоть концерты были "неофициальными" (в малых залах, в красных уголках предприятий, в актовых залах институтов), залы были всегда полны!

Анатолий, кто писал в Капкане музыку и тексты? Был ли в группе однозначный лидер, или в коллективе "царила" демократия?

- В принципе, лидер был. Но он в то время был "демократом", да и те, кто шёл за ним, понимали, что в музыкальной грамоте с ним не поспоришь, т.к. он был единственным среди нас, кто учился в музыкальной школе. Гитарист и певец Игорь Абуладзе писал музыку на стихи своего отца. И стихи, я считаю, были великолепны, и музыка! Ну, может, кроме одной вещи, которая всех остальных музыкантов, мягко говоря, удивила. Барабанщик Артур Аракелов сам писал и музыку, и стихи. Так как я писать стихи не умел, я брал стихи уже известных
поэтов, стихи которых уже были изданы в Советском Союзе и на них писал музыку. Естественно, что я не брал стихи о колхозах и совхозах, но подбирал их так, чтобы в подтексте читалась критика всего и вся. А на случай, если вдруг кто-то "из комиссии" придерётся "о чём это вы поёте", у меня был заготовлен ответ: "Вот, поэт такой-то, книга такая-то, страница такая-то, издано издательством таким-то в таком-то году" )) Ну и соответственно и приколы с этим происходили. Тоже можно почитать на сайте.

Музыкально Капкан практически не выходил из рамок ритм-энд-блюза и такого, драйвового рока (как пишут рок-критики - "рока с яйцами"). Это был осознанный выбор участников коллектива? Что-то влияло на ваш стиль? Были ли какие-то "качания/метания"?

- Я влился в коллектив в 1981 году и первая программа, которую я готовил с "Капкан"-ом была довольно "спокойная". Состав был соответствующий: ударные, бас и гитара плюс два клавишника! Один играл на рояле, а второй на органе и синтезаторе. Соответственно и музыка была абсолютно не тяжёлой. Перед работой над второй программой ушёл Отар Коберидзе, который играл на рояле и ему нашли замену в лице Мераба Чиковани. Так появился второй гитарист. К тому времени я принёс свои первые две песни "Нам нет печали" и "Конкурс". И
постепенно всё стало утяжеляться. Увы, аппаратура не давала возможности стать по-настоящему тяжёлыми. Никаких качаний и метаний не было. Споров, в общем-то, тоже не было. Все прекрасно знали возможности друг друга и не придумывали того, что кто-то не сможет сыграть. Главное в "Капкан"-е была ДРУЖБА! Но, увы, с годами они исчезла. Исчезла дружба - исчез запал.



Как в Грузии воспринимали вашу достаточно тяжёлую музыку? Были ли какие-то конфликты из-за неё или "зажимы"? Испытывали ли вы на себе последствия антироковой кампании?

- Вы не поверите, но против рока никто не выступал. Порою была проблема в языке. Нас буквально преследовали представители филармонии и телевидения и просили, чтобы мы сделали программу на грузинском языке, объясняя это тем, что мы будем представителями Грузии. Группа сначала долго отказывалась, но потом попробовали сделать 2 песни на грузинском языке и поняли, что язык не соответствует музыке. Да, сейчас, вроде бы, много грузинских групп, которые поют на грузинском языке, но если покопаться, то они больше поют на английском, нежели на грузинском. Но это сейчас. А тогда... В общем, не шло ничего на грузинском. Просто не получалось.

Что из Советского рока Вы впервые услышали и как Вы на это отреагировали? Были ли Вы на том самом легендарном фестивале 1980 года?

- Ха! 1975 год. Диск Давида Тухманова "На волнах моей памяти". Это было нечто! Там слышался и Led Zeppelin, и Manfred Mann... Мы слушали и поражались! Нам и в голову не приходило назвать это плагиатом!!! Это было что-то новое! Или иными словами "Как классно завуалировано!!!! Это чтобы никто не догадался, что они играют западную музыку". До этого (!!!) "Машина времени" с песней "Марионетки" как-то промелькнула по телевидению. )) Мы и знать-то не знали, что такая группа имеется на советском пространстве. А текст!!!! Лишь после того, как песня кончилась, начало доходить, что имелось в виду. Текст, конечно же, не запомнился, но ощущение шока осталось на всю жизнь! До сих пор не пойму, какой пройдоха умудрился протолкнуть "Машину" на телевидение во времена Брежнева!!!! Потом был какой-то фильм, в котором снималась группа "Алиса". Опять-таки, группу мы не знали, но то, что они пели "прикололо" )))
А потом всё навалилось сразу. "Наутилус Помпилиус" (если правильно написал, лень лезть в Интернет, чтобы проверять )) )
ДА! Но с годами - НЕТ.
"Мастер" и "Ария" - ДА!
Альбом "Иероглиф" (забыл группу, но очень известная) -ДА, а с годами - НЕТ!
(Надеюсь, что понимаешь интонацию) )
С первого же прослушивания и по сей день считаю, что "Машина времени" и "Воскресение" - ЛУЧШИЕ! Поему же, ведь они не хард-роковые группы!? А потому, что они самые культурные и интеллигентные, чего на российской сцене, увы, нет. Ну, Шевчук, конечно же! Хотя ранний он мне нравился больше.
О фестивале.
ДА!!!!! БЫЛ!!!!!!
Но был я только на концертах в филармонии, хотя одновременно шли концерты в клубе дома офицеров. Это в доме офицеров "Аквариум" так загремел, что их из комсомола погнали. Увы, я не видел, что там происходило. У меня есть некоторые записи с трещащей пластинки с концерта в филармонии. Самые большие впечатления оставили, естественно "Машина времени",
"Апельсин", "Гуннар Грапс и Magnetic Band", и "Паап Киллар Рок", правда, я не уверен, что последний выступал на фестивале. А может, и "Апельсин" не выступал. Во всяком случае, Я был на концертах всех этих групп, и именно они оставили самое большое впечатление.
Когда я учился в Москве, я посещал там концерты, но, увы... Бутусов тогда был хорош, сейчас я его не воспринимаю, Никольский - был хорош, а сейчас о нём ничего не слышу.



А как вообще обстояло дело с рок-музыкой в Грузии? в 70-х? в 80-х? Насколько грузинский рок был интегрирован в советскую рок-сцену (Москва, Ленинград, Свердловск, Рига, Киев и т.д.)? Широко известно о рок-фестивале 1980 года, однако о каких-либо рок-событиях до него или после найти какую-либо информацию практически невозможно...

- А ничего и не было! ) Были группы, которые что-то играли. Например, "Бермуха" Бачи Китиашвили, но они играли весь "западный" репертуар. То, что сейчас называется "кавер-версиями", "Блиц" Валеры Качарова, то же самое, пока они ни нашли "золотую жилу" и не перешли на песни Beatles. Было много других групп, менее известных, но все они играли "каверы"! Даже известный на весь Советский Союз "ВИА 75" на концертах в Грузии первое отделение играл "официальную программу" (то, что они записывали на диски), а второе отделение полностью отдавалось "каверам"!

Были ли какие-то особенности у грузинской рок-сцены, грузинского рока? Какую роль играли в местной рок-музыке национальные моменты? Были ли какие-то вещи, имевшие хождение в советском роке и совершенно недопустимые или невозможные на грузинской сцене?

- Увы, грузинского рока не было, хотя найдутся оппоненты, которые будут доказывать противоположное, приводя в пример ту же "Бермуху" или "Блиц", но перечитайте то, что я уже писал. Все играли "каверы" Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и кого угодно, но грузинский язык в роке не был слышен. Опять-таки, возможно кто-то и пытался совместить несовместимое, но это были отдельные попытки, не увенчавшиеся успехом. Поэтому, по сей день, когда существует уже огромное количество грузинских музыкальных коллективов, большинство их них поют на английском языке. Я уже писал о том, что мне приходилось брать стихи, "прошедшие цензуру", чтобы ни одна "собака" не могла носа подточить. Это касалось стихов. То же можно сказать и о музыке. Не забывайте, что в те годы была жёсткая цензура и играть то, что тебе хочется, и то, что тебе по душе, было невозможно, т.к. это не соответствовало облику советского музыканта )))) Поэтому те коллективы, которые выступали на больших сценах и выезжали на гастроли не только по СССР, но даже и за границу, шли на некоторые хитрости. Они могли взять какую-нибудь народную песню и аранжировать её под джаз-рок! И если какая-то союзная комиссия спросила бы: "Это рок?" - ей ответили бы: "Это джаз!" А если учесть, что в комиссиях, как правило, сидели именитые, но ничего не понимающие в роке люди, то сей вариант работал великолепно.

Анатолий, расскажите, каким образом Вы попали в Израиль? Как там складывались Ваши музыкальные дела?

- Как я попал в Израиль - это отдельная история совсем не касающаяся музыки. Об этом можно рассказать отдельно. В Израиле я попал сначала в группу "ХАмса" (это не рыба! Ударение на первое А), но группа просуществовала где-то год с небольшим. Когда в составе этой группы я выходил на гала-концерты с участием русских израильских групп и на рок-фестивали, то я лишний раз убедился, что то, что играл "Капкан" лет 10-15 назад и был настоящий рок, а от него почти ничего не осталось. Давайте вместе проанализируем развитие "русского рока". Сначала были московский рок-клуб, ленинградский и впоследствии появился и свердловский. Я ничего не путаю? Так вот, московский ро-клуб развивался на классическом
роке. А ленинградский - это в первую очередь "Аквариум", а потом появились "АВИА", Агузарова с группой "Браво" и другие (все не перечислить). Поначалу это казалось оригинальным. Но, увы! Свердловский рок-клуб подхватил линию ленинградского и "русский рок" стал развиваться в каком-то "искривлённом пространстве". Во всяком случае, то, что мы имеем сейчас ничего общего с роком не имеет. Это оригинальная своеобразная русская современная музыка. И не иначе! (Простите, но это моё субъективное мнение). И если вначале я стал коллекционировать записи русских (российских) групп, то очень быстро мне эта музыка так разонравилась, что я вообще перестал слушать её. Взять, к примеру, Гарика Сукачёва. Каким бы талантливым его ни считали бы, его сценический образ Шарикова увивает ВСЁ!!!! И ему стали подражать!!!!! Ведь, если всмотреться, то сейчас на сцене более важна не музыка, а дёргание, кривляние, гримасничество (а вдруг есть такое слово в русском языке? -))) ) В общем, не люблю! Когда распалась "Хамса", имея компьютер и некоторые музыкальные программы, я решил записать свой диск. Естественно, что начал писать те песни, которые я играл ещё с "КАПКАН"-ом. Мой израильский друг Сергей Варламов, который приехал из Питера предложил мне помочь записать барабаны, потом даже без всякой моей просьбы записал гитару и так появился материал, который можно было уже показывать. Мы нашли певца, который весьма неплохо спел и....
Появился первый мой диск, изданный в Израиле. Группа "Джин с Толиком", альбом назывался "Нам нет печали" (We got no blues). Об успехе этой группы я уже писал раньше. Потом я работал с группой ARTLAND, но на концерты с ней так и не вышел. Совсем не моя музыка. Это была, скорее математика, а не музыка. Они при расставании со мной, подарили мне диск с записями этнографической экспедиции, где было записано, как в африканских странах в глубоких деревнях поёт народ. Этот материал навёл меня на мысль записать на их пение тяжёлый рок. Я записал партии всех инструментов, но т.к. я всё-таки плохой гитарист, то стал искать хорошего. На третий год, прослушав за всё это время 22 гитариста, никто из которых не понял, что я вообще хочу, меня познакомили с замечательным гитаристом Томом Шапира (Tom Shapira), и он переписал гитарные партии по-своему. Увы, рок получился не тяжёлый, а более "СтивВаевский" Но, тем не менее, этот альбом тоже получил признание музыкантов и любителей рока.
Сейчас, в 2010 г. у меня "вышел" третий диск. "Джин с Толиком (второй розлив) - Чёрный альбом". Альбом зарегистрирован, но, увы, денег на его издание у меня не было, поэтому я издал их, "распечатав на компьютере" ) Их всего-то 100 штук. В этом альбоме принимали участие аж 11 музыкантов. Но все они были приглашены.
И по сей день, увы, я не могу найти единомышленников, чтобы создать группу, хотя уже взялся за новый "проект для байкеров"



Что-то можете сказать о сцене Израиля? Сравните её со сценой советской Грузии, например?

- ОДНО И ТО ЖЕ!!!!! Как я не любил "грузинскую эстраду", так и не люблю "ивритскую"
Простите, мне нечего ответить на этот вопрос. За 15 лет моей жизни в Израиле я недавно услышал группу "Металл Сцент" и с облегчением вздохнул, что, оказывается, есть в Израиле хорошая группа.

Чем Вы занимаетесь сейчас и что планируете сделать в ближайшем будущем?

- В общих чертах я об этом уж написал, отвечая на Ваш девятый вопрос. А планировать здесь ничего невозможно.

Спасибо, что выслушали
С уважением, Анатолий Багдасаров.
Сайт Анатолия Багдасарова http://ginandtolik.narod.ru/

Капкан - 1981-1989 Разное http://www.mediafire.com/download.php?pb3d73b7piv7arc (65 мб)
Капкан - 1988 http://www.mediafire.com/?ocq11ekcfdm8bpg (40 мб)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rico_shed
2010-10-12 07:26 am (UTC)
спасибо интересно ) когда то в футболе так ноги повязывали, типо удар смертелен, если что. Вратарей пердупреждали - как у нитариста )

прикольные фотки! интересная статья
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-12 07:31 am (UTC)
про футбол недопонял ((
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rico_shed
2010-10-12 08:00 am (UTC)
посмотрите последнюю фото что вы выложили и на обвязынную ногу ритариста, это настолько 80-е просто вспомнил школу, футбол и рок-н-ролл. И как обвязывали ноги )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-12 08:07 am (UTC)
вон оно что.... спасибо, никогда бы не подумал ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rico_shed
2010-10-12 08:26 am (UTC)
ну да что то типо того было в культовом грузинском фильме Первые ласьточки, о рождении грузинского футбола и подражанию Английским джентельменам играющим в футболл.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5035/annot/

Этот фильм рассказывает о том, как жители грузинской провинции познакомились с новой для них игрой — футболом.

Действие фильма происходит в Поти. Время действия до 1917 года.

Первоначально игра пришла в довольно диком виде — все бегали по полю большой толпой безо всякой спортивной одежды и обуви, кто в чём был. Играла команда холостых против команды женатых. Игра проходила на необороудованном поле (если не считать жердей заменяющих ворота). К тому же темпераментные зрители то и дело подыгрывали своей команде, а судьи на поле не было вообще.

Ясон (Давид Абашидзе) идейный предводитель и лучший бомбардир говорит своей команде после проигрыша, что в Европе совсем не так играют, там команды имеют имена (упомянул клубы «Бавария» и «Арсенал»). Сообща принимают решение создать свою команду. Первым делом они приобрели себе простейшую форму. Сыграли матч между командами Поти и Сенаки, конечно же победили. Воодушевлённые победой они направляются в порт и делают вызов команде турецкого шлюпа, но турки ставят условие: играть на деньги, 10 рублей, а деньги это немалые и взять их игрокам негде. Но… вот они принимают решение и грузят в порту судно, таскают марганец. Заработанные деньги они ставят на кон. Игру выигрывают. Турки спешно отчаливают. Лишь потом, после эйфории победы и купания в Чёрном море команда поняла, что турки ставили на кон фальшивые банкноты.

Команда не унывала и вызвала на бой английских моряков. Те победили… Но команда по прежнему не унывала, она верила, что всё ещё впереди.
______________
вот такой рок-н-ролл, лучше всего и охарактеризовывает Грузинскую интеллигенцию. Там в фильме какой то игрок по моему носил на ноге такую же повязку, все спрашивали это чего он ? а ответ был у него удар смертельный. И вот бил он пенальти по моему и вратарь грузинский этот пенальти спас. То есть просто англичанин пробил в него прямиком. Но всё равно грузины проиграли тогда. А фильм то хороший. Я помню потом в школе когда гоняли футбол все ноги повязывали себе. Кто правую кто левую с того и пошло. Одно время это кич был советский. не стоит забывать что в 1981 году Тбилиское Динамо выиграло Кубок Квропейский по футболу став второй командой после Киевского Динамо, которое выиграло Европейский Кубок да ещё и в самый разгар холодной войны. И команда та была замечательная ведомая Давидом Кипиани, гросмейстером трявяного фетбола. Верили они тогда и играли красивеше. До сиз пор моя любимая команда всех времён. Вот эта повязка и trigger мои воспоминания. А футбол как и рок музыка это же детище Английской и всегда олицетаоряло дух свободы. Короче расшифровал я Вам свою отписку и жту деталь на последнем фото )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-12 09:10 am (UTC)
"у него удар смертельный" - отлично!
спасибо за разъяснения - фильм тот смотрел сто лет назад, пересмотрю с удовольствием, ибо грузинский юмор не устаревает ))
и давай на "ты", ок?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rico_shed
2010-10-12 09:23 am (UTC)
давай как то привык здесь, вы да вы короче отрыжка я капитализма, если что )))

но ТЫ пожалуйста, no hard feelinfd buddy
(Reply) (Parent) (Thread)