?

Log in

Гараж в СССР. Вулкан. - Uragany [entries|archive|friends|userinfo]
Uragany

[ website | Наталья Путина (веб-представительство) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Гараж в СССР. Вулкан. [Oct. 7th, 2010|09:30 am]
Uragany
[Tags|, ]

Вулкан (Подмосковье)

...Интуиция подсказывала мне, что весёлых шалопаев, умевших играть на гитарах и любящих громкий и быстрый рокенролл, в каждом городе, посёлке или колхозе должно было быть немалое количество. Сами 70-е и 80-е способствовали их появлению - тотальная серость и скука, пропитавшие весь быт советского подростка, и на этом фоне яркими пятнами вспыхивали запретные Битлы и Роллинги, любой хулиган или разбойник в советском кинофильме выигрывал в живости и искренности у любого монументально-положительного комсомольца, а та музыка, что официально разрешалась для слушания и танцев, вызывала лишь тоску и уныние... Чуть позже, в самом начале 80-х, это выплеснется в панке (ленинградские "Звери", Футбол Сергея Рыженко, Зебры, ДК), в 70-х же, по достоинству оценить настоящий хулиганский рок было некому, поэтому сохранившиеся свидетельства сколь редки, столь и ценны...
Группа Вулкан (Можно ли придумать что-то лучшее для гаражной банды?!!!) была обнаружена мной на одном из форумов, посвящённых шансону и редким подпольным записям. Там же я познакомился с участником группы, который представился Игорем и пожелал сохранить фамилии остальных музыкантов, как и город, в котором они все жили, в тайне (поведав только, что город этот находится в самом ближнем Подмосковье). Выложенные записи Вулкана были настолько хороши, что я без раздумья решил делать материал о команде и отправил Игорю вопросы для интервью. Его ответы чуть ниже, а пока пару слов о музыке.



Разумеется, больше всего меня зацепили всякие рокенрольные безобразия и хулиганство - самые отчаянные рокенроллы и боевики ("Рок-н-ролл про обезьяну", "Рубим дрова", "Рокенролл нас за собой зовёт", "Отпуск")! Настоящий гаражный драйв, саунд - Кавестомперзы кусают локти, тексты - хулиганистый юмор на грани фола... Конечно, было бы нечестно говорить, что весь Вулкан состоит из таких песен. (На этом месте у нас с Игорем возник небольшой спор. Я, разойдясь, упомянул тут несколько команд 80-х годов, которые, НА МОЙ ВЗГЛЯД, можно было бы условно считать последователями Вулкана, на что Игорь мне возразил: "Что у Вулкана общего с ... - я даже в страшном сне представить себе не могу. Отношение к этой группе у нас было приблизительно такое же, как и к Гребенщикову (Кстати, был еще один коллектив, вызывающий рвотные позывы - это ...) Вы, видимо, человек еще молодой, и не жили в ту эпоху, о которой пишите. Я уже говорил Вам, что музыка 70-х и музыка 80-х - это абсолютно разные вещи. В Вашем тексте же все мешается в одну кучу - а это неправильно. То, что Вулкан делал в 70-е, это музыка, которую тогда играло очень большое количество московских и подмосковных групп. Поэтому сравнение с Машиной времени, Воскресеньем и им подобным (Кузнецкий мост, Загородное шоссе, Рубиновая атака и др.) вполне оправдано - это та же самая музыка. Сравнение с Мифами тоже вполне возможно (Я говорю о музыкальной стилистике, а не о профессиональном мастерстве). Здесь и по текстам мы где-то в одной струе. А вот что касается появившегося в 80-е годы многочисленного музыкального мусора (коим на все 100% является группа ...) то такие сравнения ставят меня в тупик - очень бы не хотелось стоять в одном ряду с ..., ..., ..., ... и прочим дерьмом. Иначе говоря, мы своим творчеством делали все, чтобы не быть на них похожими. И, мне кажется, нам кое-что удалось. Ведь кроме забавных рок-н-роллов у нас есть много других - вполне серьезных (я бы сказал - осмысленных) песен." - извиняюсь за столь длинную цитату, но мне показалось важным это желание Игоря "отгородиться" от групп 80-х) Часть вещей завсегдатаи того форума идентифицировали как "под влиянием" Воскресенья ("Мы вовсю старались"), а кто-то даже проводил аналогии с Мифами, на что Игорь заметил, что Вулкан и появился раньше (что касательно Воскресенья), и песни те были написаны за несколько лет до... Местами мелькает что-то неуловимо-"машиновременное" - в очередной раз я пожалел, что Макаревич не проникся гаражным роком )))
А теперь и само интервью:

Расскажите, какая музыка была "вокруг" вас (участников Вулкана) в момент образования группы? Что послужило толчком для её создания?

Как я писал в своих сообщениях, сначала никакого "Вулкана" не было, а в 1973 году был создан школьный ВИА, который имел очень мало общего с будущим "Вулканом". Но музыкальные вкусы участников формировались именно тогда. Естественно кумирами для всех были "BEATLES", но еще, конечно, "Creedence Clearwater Revival", "Rolling Stones", "Shocking Blue", "Christie", ну и конечно немножко отечественных ВИА - "Поющие гитары", "Веселые ребята", "Цветы". Что конкретно подтолкнуло к созданию того школьного ВИА я уже не помню, просто общая атмосфера того времени подталкивала к этому - ансамбли плодились, как грибы после дождя. Ну а мы (нам тогда было по 16 лет) тоже хотели приобщиться к другому искусству (у всех было выработано устойчивое неприятие той музыкальной культуры, которая втискивалась в умы школьников на школьных уроках пения). Вот так все и началось. Но в школе репертуар ансамбля состоял, естественно, из песен Битлз, Криденс, советских ВИА и, непременно что-нибудь советское-патриотическое - без этого было нельзя. Естественно, никто из нас не собирался стать музыкантом (и как показала дальнейшая жизнь - не стал), просто все любили рок и в запале юношеского максимализма хотели чего-то большего, чем предлагали обстоятельства довольно серой жизни того времени. Главная ценность того школьного ВИА в том, что без него, наверное, не было бы "Вулкана", потому что костяк группы составили участники именно того школьного ансамбля.

Были ли у вас какие-то ориентиры в музыке, группы, на которые вы хотели бы равняться?

Здесь нет однозначного ответа. Конечно мы все очень любили (и любим до сих пор) Битлз. Но равняться мы ни на кого не собирались - мы делали свое дело. А то, что в некоторых песнях прослушиваются отголоски чужого творчества - так это неизбежно. Во-первых, нот всего семь, а во-вторых, музыкальные идеи витают в воздухе и надо только вовремя уловить.

Как часто у Вулкана были концерты? в 70-х и в 80-е годы? Испытали ли Вы на себе какие-либо "зажимы" рока в начале 80-х?

Группа "Вулкан" появилась на свет случайно, никто и не предполагал, что это произойдет. Просто наш басист (на фотографии он в центре) начал после школы сочинять собственные песни (правда эти песни были на псевдо-английском языке), а я, услышав это, взялся за перо и переделал его псевдо-английский на нормальный русский. Потом все это услышал гитарист того школьного ВИА (он на фотографии крайний справа) и именно он стал катализатором создания группы "Вулкан". Начали изготавливать аппаратуру - усилители, колонки и пр. Купить нормальную аппаратуру тогда было невозможно, а вот изготовить самостоятельно, имея определенные знания и опыт, было вполне можно. Знания и опыт у нас были (все трое с детства увлекались радиотехникой, а я и гитарист учились в радиотехнических ВУЗах). В это же время к нам присоединился четвертый участник группы (на фото он крайний слева), который не имел отношения к нашему школьному ансамблю, но тоже очень любил рок. Вот в таком составе группа отыграла нескольго лет и записала тот первый альбом, который выложен в теме. Концертов, как таковых, у группы не было. Все публичные выступления сводились к игре на вечерах отдыха химкомбината, где была наша репетиционная база, играли на свадьбах, приглашали играть на школьные выпускные вечера, ну и конечно, играли на танцверанде в городском ПКиО.
Относительно "зажимов" в репертуаре, то при Брежневе мы на себе этого особенно не испытывали, а вот дальше - это позорная страница истории нашей страны. Агонизирующая советская власть решила коренным образом искоренить рок-музыку. Я думаю многие музыканты Вам расскажут, что такое 1984 год в истории отечественного рока
(на форуме Игорь немного раскрыл тему "зажимов": "...После смерти Брежнева отношение к группам стало меняться. Стали заставлять сдавать репертуар всяким комиссиям, появились черные списки: что можно играть, а что категорически нельзя. Из того, что можно было играть, ничего подходящего для танцверанды не было, поэтому сдавали одну программу, а играли совсем другое. А в 1984 г. после какого-то пленума ЦК об усилении идеологической работы нас просто разогнали. Поводом послужило исполнение песен "Can't bye me love" и "Гуляка" Альфы. Но и до и после этого мы всё равно продолжали записывать свои песни.")

Как вам пришла в голову идея записывать свои альбомы? Каким образом вы это осуществляли?

Идея записывать свою музыку появилась раньше, чем была создана группа "Вулкан". И здесь было две составляющих. Первое - это мы где-то прочитали, что Пол Маккартни записал свой первый сольный альбом после Битлз один у себя дома, используя метод многократных звуковых наложений. Второе- у меня была знакомая, работавшая на фирме "Мелодия", которая водила меня в студию, где профессионально записывались различные советские музыканты и я видел весь процесс записи от и до. Вот так две этих составляющих срослись воедино. Сначала купили в магазине простенький пульт за 4 рубля, потом самостоятельно его усовершенствовали и стали записываться в гараже у басиста. Именно там и именно с этим пультом за 4 рубля записан тот альбом, который лежит в теме под названием "Много лет назад". Потом, конечно, мы изготовили более сложный и более совершенный пульт и с ним записывали альбом "Бег жизни"(Это уже на нашей репетиционной базе на химкомбинате). А вообще-то идея записывать свои песни на пленку родилась еще и потому, что не было полноценной возможности давать концерты (именно концерты, а не просто играть на танцах). А магнитофонные записи ходили из рук в руки. Да и к тому же студийная запись позволяла во многом убирать всю лажу и огрехи игры, присущие живому выступлению.

Игорь, а как вы воспринимали в те годы (70-е и 80-е) советский рок типа Машины Времени/Аквариума - т.н. "звёзд" советского рока тех лет... вряд ли кто-то был в те годы более известен, чем они. Мне интересно - как вы относились к ним и другим советским рок-группам, кого любили, кого не очень?

Ответ на Ваш вопрос по поводу советского рока 70-х и 80-х --- это тема отдельной большой статьи. Если хотите--- давайте поговорим и об этом. А пока попробую ответить покороче. И начну вот с чего. То, что делал и делает Борис Гребенщиков --- это, наверное, тоже какой-то вид искусства, но к рок-музыке это не имеет никакого отношения. Все его, так называемое, творчество у нас ничего, кроме рвотных позывов не вызывало. А вот музыку настоящих рок-музыкантов того времени мы слушали и многое любили. И это была не только "Машина Времени". Просто этот коллектив оказался самым раскрученным в масштабе всей страны, а не только одной Москвы. "Машина Времени" привлекала в первую очередь не музыкой, а текстами. Макаревич в 70-е писал о близких и понятных нам вещах. Такие песни, как, например, "День рожденья" -- это просто зарисовка с натуры. Вот так мы тогда жили. Но переход в 1979 году "Машины.." на профессиональную сцену очень сильно подорвал наше отношение к ней. За все 80-е Макаревич не сделал почти ничего стоящего. Положение стало выправляться начиная с 1990 г., когда в состав вернулся Е. Маргулис. Короче говоря, после 1979 г. место "Машины Времени" уверенно заняла группа "Воскресенье".
Вообще-то я бы разделил 70-е и 80-е годы. В области отечественной рок-музыки это два абсолютно разных периода. В 70-е годы шло динамичное музыкальное развитие того, что было заложено первыми отечественными бит-группами еще в 60-е. И в этом плане очень хорошо смотрелась московская группа "Високосное лето" (позднее трансформировавшаяся в "Автограф"). Очень она нам нравилась. Еще любили ходить на полуподпольные концерты группы "Аракс". Они хоть и не играли (почти) собственных песен, но, как рок-музыканты были, на мой взгляд, самыми сильными в стране. Еще из того, что нравилось, могу назвать группы "Удачное приобретение" и "Оловянные солдатики".
А вот 80-е годы ---это годы, когда рок из музыки превратился в форму протеста. И вот на этой волне из всех щелей полезло разное непотребство. Героями стали люди не умеющие ни играть, ни петь (типа покойного Цоя) или те, от песен которых за версту разило ложным пафосом (типа Шевчука). А вот группы, которые делали настоящую музыку в 80-е можно было пересчитать по пальцам. Это "Мифы" и "Форвард" из Питера, "Облачный край" из Архангельска, еще могу назвать группу "99 %", ну и позднее "Черный кофе" и "Ария" с Кипеловым.
Отдельным пунктом хочу назвать Константина Никольского. Вот его творчество мы уважали во все периоды и уважаем до сих пор. Это талант с большой буквы.

Ну вот - это краткий ответ на Ваш вопрос. Но, повторяю, это отдельная большая тема и за один раз всего не расскажешь и обо всем не поговоришь.



(Продолжение и окончание истории группы Вулкан: "...После разгона в 1984 г. мы год сидели тихо и никуда не высовывались. Но в 1985 г. пришёл Горбачев, подули новые ветры и мы снова вылезли на свет божий. Опять начали играть на танцах, но что-то уже не клеилось. Да и музыка вокруг звучала уже совсем другая. Вообщем дотянули мы до 1986 г. и прекратили публичные выступления. Правда вплоть до 1989 г. мы еще время от времени собирались, чтобы записать какую-нибудь песню. Но наступали совсем другие времена. В 90-е было совсем не до музыки. Приходилось элементарно выживать. Но вот в 1999 г. случился юбилей школы, в которой мы все учились. Ко мне пришли организаторы празднования этого юбилея и предложили устроить концерт для выпускников 70-х годов. Поначалу мне это показалось авантюрой, все-таки больше 10 лет не играли на публике и даже не репетировали. Но извлекли из кладовок инструменты, собрали кое-какой аппарат, порепетировали немного, сделав программу из тех песен, которые играли ещё в школе. Отыграли мы на этом юбилейном вечере в школе и увидели то, чего никак не ожидали, а именно слёзы на глазах наших сверстников и особенно сверстниц. Получается мы им вернули кусочек молодости. После этого ещё несколько раз собирались и играли эту программу на юбилеях наших друзей. Последнее на сегодняшний день живое выступление было летом 2009 г. Что будет дальше-не знаю. Как говориться: поживём-увидим. Вот, собственно, и вся история группы Вулкан.
С уважением GRANDROCK, а в миру просто Игорь.

К сожалению, время неумолимо. Оно бежит вперёд, оставив далеко позади нашу молодость. И в группе Вулкан уже имеются людские потери. В 2008 году умер наш друг, автор песен "Каждый день, каждый час" и "Я уже почти всё забыл"(на записях этих песен звучит его вокал). Но засилие низкопробной "попсы" заставляет нас противостоять ей. Теперь мы делаем это в память о нашем друге. И пусть мы собираемся и играем очень редко, но всё же мы делаем это, потому-что любим музыку 70-х (да и не только 70-х, а просто любим хорошую рок-музыку).)

Вулкан - 70-е начало - http://www.mediafire.com/?670o6fqom312za3 (6 мб)
Вулкан - 1975 Много лет назад - http://www.mediafire.com/?o4us65bc2j2jdyz (26 мб)
Вулкан - 1979 Бег жизни - http://www.mediafire.com/?7dzu2fddc6i922w (35 мб)
Вулкан - 1979-1987 Лучшее - http://www.mediafire.com/?thsni5atnam1t1v (28 мб)
Вулкан - 1979-1989 (неизданное) - http://www.mediafire.com/?ad8o32cn7967c9i (30 мб)
Вулкан - разное - http://www.mediafire.com/?6dapo299har81iq (4 мб)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: lizardian
2010-10-07 05:43 am (UTC)
Очень интересный материал и вдумчивый собеседник.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-07 05:45 am (UTC)
не то слово.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shotlandez
2010-10-07 06:17 am (UTC)
)))) Просто слов нет)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-07 06:22 am (UTC)
ты в Евпатории всё ещё?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shotlandez
2010-10-07 07:34 am (UTC)
Да нет, с понедельника уже въебываю в дорогой редакции. Я ж писал, что в субботу был уже в Киеве.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-07 07:42 am (UTC)
просмотрел, значит. быстро как-то всё происходит, я, бля, не успеваю головы повернуть ))
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: uragany
2010-10-07 07:18 am (UTC)
(((
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shotlandez
2010-10-07 07:37 am (UTC)
Молодой человек, Вас же никто не заставляет это читать?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-07 07:42 am (UTC)
!!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: shotlandez
2010-10-09 07:27 am (UTC)
Нуууу, я же не читаю, я - пишу
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: envil
2010-10-07 10:10 pm (UTC)
интересное интервью
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-08 05:52 am (UTC)
собеседник интересный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: envil
2010-10-08 07:32 am (UTC)
паша, немного не по теме, я бы сказал, но ты в банджо не разбераешься? у тебя вроде была. я просто срочно покупать намылился:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-08 08:02 am (UTC)
банджо было, да пришлось продать ради денег (((
ничего сказать о них конкретно не могу - сам взял по случаю, какой предложили, до этого ни разу в руках не держал )) могу только посоветовать ру-трекер - там много курсов обучающих - я оттуда и качал несколько двд-шек.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jim_the_judas
2010-10-10 08:53 pm (UTC)
Хоть вопрос и не ко мне, но банджо есть 4-х и 6- струнные (есть еще и 5-струнные, но там одна струна открытая). 4-струнное строится ре-си-соль-ре и играть на нем, как на 7-струнной гитаре. Я так и не научился и продал его. Дома осталось 6-струнное :) На 6-струнном струны стоят очень близко друг к другу и оно больше подходит для диксиленда.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-11 06:08 am (UTC)
у меня было 5-струнное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: envil
2010-10-12 03:13 pm (UTC)
спасибо
собираюсь себе 5-ти струнную покупать:)
плохо, что в Минске хоть какую банджо в принципе сложно найти:( придется заказывать походу
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jim_the_judas
2010-10-12 04:12 pm (UTC)
5-струнное тебя ограничит в тональности
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-10-12 06:17 pm (UTC)
чёртов Лукашенко! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: envil
2010-10-13 06:30 am (UTC)
ну, ему бы только клюшкой махать, хоккеист херов! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: x_ouston
2010-11-29 12:26 pm (UTC)
хахаха))) Вот ведь... Это группу школьных товарищей, я знаю с детства. В ней принимал участие мой батя)
Таскался с ними на репетиции еще мальцом совсем)

Собеседник Игорь Гущин барабанщик, первый человек, который показал мне первый раз, как палочки держать...вот уж не думал, тут это увидеть))))

Кстати если интересно, тут вот ХОУМ видео, снятое на празднование 50-летия Игоря. Батя подписал нас с братом сделать ему небольшой подарок и отыграть песенку: http://www.youtube.com/watch?v=0ofXBLkV5Ao

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-11-29 12:33 pm (UTC)
вот так вот! я знал, что рано или поздно кто-нибудь их рассекретит! )))
спасибо за ссылку (кто там где?)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: x_ouston
2010-11-29 12:37 pm (UTC)
На гитаре батя Владимир Матвеев, на басу Михаил Барков :)
Игорь Гущин есть в кадре но он в слушателях :)



(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uragany
2010-11-29 12:42 pm (UTC)
звук охеренный! там, небось, в паре километров вокруг дачи всё плясало ))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: x_ouston
2010-11-29 12:45 pm (UTC)
ну кто-то из-за забора свистел и хлопал, да :)))
(Reply) (Parent) (Thread)